САМОРАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ

СОЗНАНИЕ



Дианетика-аналитический ум и стандартные банки памяти

Дианетика-реактивный ум источник всех неврозов,психозов,сумашествий

Дианетика-клетка и организм

Дианетика-"Демоны"

Дианетика-четыре динамики

Мозг,нервная система,тело

Поток сознания

Достижение космического сознания





Саморазвитие и лень

Саморазвитие и личностный рост

Борьба с препятствиями

Ключ к себе

Человек,его поведение и потребности

Структура и классификация потребностей

Дианетика -цель человека

Дианетика -динамический принцип существования

Дианетика -аналитический ум и стандартные банки памяти

Дианетика-реактивный ум источник всех неврозов,психозов,сумашествий

Дианетика-клетка и организм

Дианетика -четыре динамики

Медитация

Развитие памяти

Структурно-функциональная организация сознания

Мозг,нервная система,тело

Обмен веществ и гомеостаз

Биологическая обратная связь как механизм обеспечения гомеостаза

Адаптивные, компенсаторно-приспособительные реакции организма

Поток сознания

Темпераметр и характер

Самооценка

Искусство общения

Источники душевной энергии

Искусство полемического боя

Как научить вашего ребенка читать.

Учение с развлечением

Педагогическая психология и педагогика

Вокруг света-интересные заметки

Партнерский каталог

Анекдоты

Калейдоскоп информации

Ручные массажные приёмы

Gainings.biz - каталог сайтов интернета!

RSS

GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Курсы валют ЦБ РФ





ДОСТИЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Содержание страницы:

ВОПРОСЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И МЕСТА ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ.. 1

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ, ДУШИ, СООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА.. 1

ПОНЯТИЕ КАРМЫ.. 1

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.. 2

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ». 2

СТАДИИ (УРОВНИ) РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. 2

УПРАЖНЕНИЕ «Я» НЕЗАВИСИМО ОТ ТЕЛА». 3

СОВОКУПНОСТЬ ДУШИ И КАРМЫ – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС. 3

ТРИ ВИДА СИЛ, СОЗДАЮЩИХ КАРМУ ЧЕЛОВЕКА.. 3

УПРАЖНЕНИЕ «Я» ВЕЧНО И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО». 4

ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА ПОСТУПКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУШИ.. 5

ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЮ СУДЬБУ.. 5

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СВОЕГО «Я». 5

МЕТОДИКА ОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВА ВСЕГО СУЩЕГО.. 5

ЕДИНСТВО МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ И УМА.. 5

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО МАТЕРИИ». 6

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ЭНЕРГИИ». 6

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО УМА». 6

ЕДИНСТВО ВСЕГО ЖИВОГО ВО ВСЕЛЕННОЙ.. 6

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕГО ЖИВОГО». 7

СТЕПЕНИ ДОСТИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. 7

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕХ «Я». 7

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕГО СУЩЕГО». 7

 

ВОПРОСЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И МЕСТА ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими при духовном совершенствовании. Причем важно не только осознать эти вопросы, но и внедрить их в подсознание (как говорят, в «плоть и кровь») с помощью специальных упражнений.

Повторяю, эти вопросы являются главными в психотренинге, Без решения этих вопросов полноценная духовная жизнь человека невозможна (впрочем, без решения этих вопросов невозможно и полное физическое выздоровление. По-существу, болезни имеют ментальное происхождение; создав гармонию внутри себя и с окружающим миром, мы лишаем болезни их почвы – беспокойных, смятенных мыслей).

Веками большинство людей планеты заново каждый для себя решает вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной. Большинство из них не разрешает эти вопросы, и это имеет для многих из них пагубные последствия: не они управляют судьбой, а судьба управляет ими; в течение жизни они часто подвергаются психическим и физическим недомоганиям. Остальные постигают суть этих вопросов. И это огромное благо для них: они сами управляют своей судьбой, большинство из них здоровы психически и физически.

В нашей стране вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной считались недостойными внимания (рассуждения в печати о смысле жизни как ударной работе на благо народа не в счет). Только в настоящее время делаются робкие попытки поднять эти вопросы: двадцать восьмого сентября 1989 года по Всесоюзному радио прозвучала беседа журналиста Л. Новогодовой с публицистом А. Нуйкиным о смысле жизни; тридцатого сентября 1989 года по московской программе телевидения показали беседу журналиста В. Цветова с известным экстрасенсом В. Авдеевым о месте человека во Вселенной в рамках его системы Имаго; с первого октября того же года на телевидении появились воскресные нравственные проповеди о смысле жизни. Из этих бесед по радио и телевидению можно сделать вывод, что эти вопросы в полной мере не разработаны и новому поколению людей придется решать их заново. Но это не так. Помимо религиозных источников существует огромное наследие западных, восточных и русских философов (из них наибольший вклад в решение указанных вопросов внес академик В. И. Вернадский), содержащее ответы на «вечные» вопросы. Но наиболее универсально и рационально йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной, так как это понимание глубоко обосновано не только теоретически, но и практически (с помощью упражнений). И поэтому здесь будет дано именно йоговское определение смысла жизни и места человека во Вселенной.

Так как эта книга представляет собой практическое руководство, определения будут даны в сжатой форме. Но понятия «карма» и «единство Вселенной» как основополагающие для определения смысла жизни и места человека во Вселенной будут освещены довольно подробно.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ, ДУШИ, СООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА

Смысл жизни человека – непрерывное самосовершенствование своей души посредством работы над собой в морально-этическом и духовном плане (а также в физическом).

Душа – совокупность «Я» с тремя умственными началами (инстинктивный ум, сознание, надсознание). Душа вечна, меняются только ее физические оболочки, то есть физические тела (рождение и смерть – это начало и конец существования души в последующей физической оболочке). Такое понимание понятия души очень важно: оно избавляет человека от боязни смерти, исчезает постоянный источник страха и беспокойства.

Очень важно определение соотношения человек – природа (места человека во Вселенной). Суть человека – в его «Я». Суть Вселенной в следующем. Вселенная – циклически действующая система: развивается от «источника всего» (названного во многих философских системах метафизическим понятием «Абсолют») к самой грубой материи (процесс инволюции), а затем наоборот (процесс эволюции). Во Вселенной существуют общие фоновые поля материи (элементарная субстанция – аказа или другое название «эфир») и энергии (элементарная субстанция – прана), мировой разум (элементарная субстанция – читта) и поле Абсолюта (элементарная субстанция по отношению к человеку – «Я» каждого человека). Абсолют не имеет определенной формы и определенного пространства. Он распределен равномерно по всей Вселенной и в каждом человеке представляет себя в виде «Я» человека. Так как Абсолют, являющийся источником и двигателем жизни во Вселенной, всемогущ и всезнающ, то «Я» человека также обладает огромным могуществом и огромными знаниями.

Наше «Я» можно представить в виде лампочки, покрытой слоями марли. Слои марли – это наши низменные интересы и образ мышления, чувства и страсти: непонимание единства Вселенной и связанное с ним непонимание других людей, выражающееся в равнодушии и эгоизме, а еще хуже – в ненависти, зависти, злобе; непонимание смысла жизни и сути души, следствие чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а еще хуже – трусость и подлость, распущенность, лень; смещение акцентов на сексуальную сторону жизни, смещение акцентов на приобретение вещей и т. п.

Чем меньше слоев марли (чем меньше низменных интересов и привычек, чувств и страстей в результате самосовершенствования), тем ярче пробивается свет лампочки (тем больше могущества и знаний мы получаем от нашего «Я» – это один из путей получения экстрасенсорных способностей и источник вдохновения – и одновременно «Я» все ближе соприкасается с Абсолютом, что дает ощущение абсолютного покоя и гармонии души).

Из сказанного выше следует:

Самосовершенствование – это очищение нашего «Я» от наслоений низменных интересов, поведения и мышления, чувств и эмоций.

Счастье человека – в спокойствии души (в гармонии внутри себя и с окружающим миром).

Существует единство всего во Вселенной. Понимание этого ведет к космическому сознанию (единство всего во Вселенной рассматривается подробно ниже).

ПОНЯТИЕ КАРМЫ

Понятие кармы, объясняющее суть жизни и смерти, смысл жизни, очень интересно, но в тоже время воспринимается непосвященными с некоторым затруднением. Как рассказать о карме, чтобы рассказанное не воспринималось чем-то сверхъестественным (кстати и понятие «Абсолют» не должно восприниматься как нечто мистическое; понятие «Абсолют» может быть заменено знакомым всем понятием «природа», вернее, «разумная сила природы»), а свободно и легко воспринималось сознанием? В день, когда этот вопрос встал передо мной, по телевидению после программы «Время» показали первую воскресную нравственную проповедь (читал эту проповедь драматург Виктор Розов), затрагивающую те же вопросы, которые объясняет теория кармы (разница только в том, что В. Розов говорил о смысле жизни и о месте человека во Вселенной общими фразами, ничего не обосновывая, а теория кармы разъясняет те же вопросы в определенной системе: четко, последовательно и обоснованно). И я понял, что насущные, но в то же время сложные вопросы нужно давать в форме проповеди. Итак, далее следует проповедь о жизни человеческой (о карме человеческой).

Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время – причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которая в осуществлении представляет жизнь Вселенной. Отсюда – значение кармы как закона причинности. В применении к человеку карма представляет собой всю совокупность его деятельности. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это – последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.

Все имеет свою причину. Каждая наша мысль, каждое наше чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров.

Причина тому – наше незнание законов духовного мира, совершенно такое же неведение, какое возможно у диких африканских племен относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным образом произведенные звуки кажутся им чудом, потому что они не знают законов, явившихся причиной поразившего их явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же их можно только потому, что законы эти неизменны. Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире. Пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлением нашей жизни, как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевая, виня свою судьбу, бессильно возмущаясь перед «неразгаданным сфинксом», готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им названия «судьбы», «случайности», «чуда», но эти слова ровно ничего не объясняют.

Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие делают возможным исследование физической природы, управляют и его жизнью (но что законы эти только устанавливают условия, необходимые для каждого его действия, а не предписывают самого действия), тогда только кончится его бедствие и он поймет, что может стать господином своей судьбы.

Каждый человек непрестанно творит свою судьбу в трех сферах жизни (умственной, чувственной и физической). Созидаются человеком новые силы, которые и качественно, и количественно представляют из себя результат его прежних действий, они же – одновременно и причины его будущего. Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра – человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек в ответе за все, что возникает в пределах их влияния.

Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется законом справедливости и никогда не зависит от случайности. «Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его», – такой должна быть речь человека, понявшего закон кармы. И этот человек приобретает мужество, терпение, уверенность в себе.

Человек не только создает сам свой ум, характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи – и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной кармы каждой из этих групп.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

 

Упражнения в первой части курса выполняются в виде медитаций, основой которых является отработка определенной идеи (определенной темы) в расслабленном состоянии.

Методика: сесть удобно (в одну из йоговских поз: поза алмаза, поза портного, полулотос, лотос или в кресло), расслабиться. Лучше уединиться в отдельной комнате, чтобы ничто не отвлекало.

В состоянии расслабления с помощью воли направляем мысли только в одном направлении (на заданную тему).

В этой части курса применяется два вида упражнений соответственно двум этапам развития сознания (этап осознания реальности «Я» и этап осознания единства с окружающим миром).

 

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

 

Необходимо осознать, почувствовать себя центром окружающего мира. Воздействуй на свой ум, мозг словом «Я» в этом смысле и понимании с тем, чтобы это чувство стало твоей интегральной частью. И когда ты произносишь слово «Я», ты должен сопровождать его картиной своего «эго» как центра сознания, мысли, мощи, влияния. Будь окружен своим миром, чувствуй всегда и везде себя центром окружающего и в жизни.

Пусть тебя всегда наполняет чувство и желание самоутверждения. И тот, кто поймет и овладеет этим, выйдет из ранга заурядности. Вот такие мысли и мысленные представления должны проигрываться в вашем сознании при выполнении этого упражнения.

 

СТАДИИ (УРОВНИ) РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Первой стадией сознания человека является так называемое физическое сознание, при котором осознаются ощущения и чувства, но нет самосознания (физический уровень сознания присущ животным). Некоторые люди в настоящее время имеют физический уровень сознания. Они не способны познать себя, хотя бы поверхностно. Для них «Я» представляется чисто физической вещью – телом, имеющим желание и чувства, и только. «Я» и тело составляют для них одно, и они не способны отличать их друг от друга.

Вторая стадия сознания человека, на которой находится в настоящее время большинство людей, – ментальное сознание (называемое еще интеллектом или разумом), при котором человек осознает, что у него есть ум. Он способен познать себя, обращать взор во внутрь и во Вселенную. Эта стадия характерна тем, что за познание человек платит определенную цену в виде душевных страданий (так как из-за незрелости сознания на этой стадии он не способен находить полноценные ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь). Душевные страдания возникают вследствие неудовлетворенных стремлений, разочарований, страданий других, любимых ими существ, и т. п. Животное, живя своей животной жизнью, чувствует себя удовлетворенным, потому что оно не знает ничего лучшего. Если оно сыто, имеет логово для сна и самку или самца – оно счастливо. Люди же (большинство которых имеют ментальное сознание) погружаются в целый мир умственного недовольства. Возникают новые потребности, и невозможность удовлетворения их порождает страдание. Цивилизация становится все сложнее и приносит новые страдания наряду с новыми наслаждениями. Человек привязывается к вещам и с каждым днем создает искусственные потребности, для удовлетворения которых он должен работать. Его интеллект, вместо того чтобы вести его ввысь, дает ему лишь возможность придумывать новые и новые тонкие способы удовлетворения его чувств и желаний. Некоторые люди возводят в ранг религии удовлетворение своей чувственности, своих низших влечений и становятся, так сказать, могущественными животными, вооруженными всеми силами интеллекта. Одни становятся тщеславными, самодовольными и преисполненными сознания важности своей личности (ложного «Я»). Другие болезненно сосредотачиваются на самих себе и занимаются анализом и изучением своих настроений, мотивов, чувств и т. д. Третьи пресыщаются всем и становятся в тягость самим себе.

Когда человек достигает границы стадии ментального сознания и перед ним начинает раскрываться следующая ступень, он склонен острее, чем когда-либо, чувствовать неудовлетворенность жизнью. Он не может понять самого себя – свое происхождение, судьбу, назначение и природу – и он бьется о прутья клетки интеллекта, в которую он заключен. Он спрашивает себя: «Откуда я? Куда я иду? Какова цель моего существования?» Он не удовлетворяется ответами, даваемыми окружающими, и часто впадает в отчаяние. Ортодоксальная психология останавливается, достигнув границы ментального сознания (самосознания) и предоставляет философским школам и высшей йоге исследовать и познавать следующие ступени развития сознания.

Третья и четвертая стадии сознания освобождают человека от тех духовных страданий, которыми наполнены люди, находящиеся на второй стадии.

Третья стадия сознания человека – первый шаг к космическому сознанию. Эта стадия осознания «Я». Она гораздо выше самосознания, ибо дает осознание реальности «Я». Это именно осознание, представляющее собой знание, а не просто предположение или веру. «Я» знает, что оно реально, что оно коренится в высшей реальности (Абсолюте), лежащей в основе всей Вселенной, и причастно к ее сущности. Оно не понимает еще, что такое эта Реальность, но знает, что она подлинно существует и представляет собой нечто совершенно непохожее на что бы то ни было в мире имени, формы, числа, времени, пространства, причин и последствий – нечто трансцендентальное и превосходящее всякий человеческий опыт; оно также знает, что оно не может быть уничтожено или повреждено; что ему не угрожает смерть, что оно бессмертно. Когда это всецело раскрывается человеку, сомнение, страх, беспокойство и неудовлетворенность спадают с него, как изношенные одежды, и он приобретает бесстрашие, спокойствие и удовлетворенность. Тогда он может с полным пониманием и знанием сказать знаменитую йоговскую фразу «Я – есмь».

Осознание «Я» для одних является как бы зарей познания, словно первые лучи солнца показываются из-за холмов. К другим оно приходит во всей своей полноте, хотя постепенно и медленно, и они живут в ярком свете этого осознания.

Человек, обладающий осознанием «Я», может быть, и не понял еще окончательно загадки Вселенной и не может полностью ответить на великие вопросы жизни, но он перестал тревожиться ими, они его больше не беспокоят. Он может упражнять на этих вопросах свой интеллект, но отнюдь не будет думать, что от интеллектуального разрешения их зависит его счастье или спокойствие.

Он знает, что стоит на твердой скале, и хотя бури окружающего мира бушуют кругом, они не могут нанести ему вреда. Его жизнь отлична от жизни других людей, потому что тогда как их души погружены в сон или мечутся в тревожных сновидениях, его душа проснулась и смотрит в мир ясными и бесстрашными глазами.

К четвертой стадии сознания – космическому сознанию – ведет осознание единства всего живого, того, что Вселенная наполнена единой жизнью. При космическом сознании усиливается осознание себя и Вселенной, приходит осознание необходимости любви ко всем людям.

 

УПРАЖНЕНИЕ «Я» НЕЗАВИСИМО ОТ ТЕЛА»

 

Примите позу для медитации и думайте о себе (настоящем «Я») как независимом от тела, но использующем тело как оболочку и инструмент.

Осознайте, что вы можете оставить тело и остаться тем же «Я». Представьте себе это и взгляните на свое тело со стороны. Ведь тело – раковина, которую можно оставить без потери тождественности. Вы можете контролировать свое тело, которое вы оккупируете, и сделать его здоровым, сильным, энергичным. Но оно всегда остается только раковиной, оболочкой «Я».

Продолжая размышлять, игнорируйте свое тело полностью, обратите мысли на реальное, настоящее «Я» и почувствуйте, что ваше «Я» существует отдельно от тела. Таким образом, надо чувствовать свое тело не только физически, но и уметь быть «над телом». Но вышеуказанное ни в коей мере не означает игнорирования тела (тело – храм для «Я» и его нужно поддерживать в хорошем состоянии).

Не надо пугаться, если в процессе размышления почувствуете себя на несколько секунд как бы вне тела. В этом упражнении это состояние вполне естественно.

 

СОВОКУПНОСТЬ ДУШИ И КАРМЫ – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

Прежде чем перейти к расширенному толкованию кармы, я должен подчеркнуть, что она не есть что-то мистическое. В совокупности с душой карма представляет собой реальный энергетический информационный комплекс, принимающий информацию в виде мыслей, желаний, поступков человека и, после ее обработки, регулирующий совокупность личностных качеств человека.

Составная часть этого энергетического информационного комплекса – биополе – посуществу признано современными учеными. Его существование подтверждается и в работе американского доктора медицины Ш. Карагуллы «Прорыв к творчеству. Ваше сверхчувствительное восприятие» (Лос-Анджелес, 1970). Само понятие «энергетический информационный комплекс» лежит в основе учебников по телепатии (одним из таких учебников является «Пособие по телепатии» Ю. Петрова). Вопросы о вечности энергетического информационного комплекса (кармы и души) и о многочисленных воплощениях души в различных телах исследовались и положительно подтверждались работами американского доктора Р. Муди («Жизнь после жизни», США, 1976) и американского профессора Вирджинского университета Яна Стевенсона, являющегося основоположником экспериментальной реинкарнации – науки о перевоплощении души в различных телах (в настоящее время на тему реинкарнации выпущено множество книг в США, Англии, Швеции и других странах. В нашей стране одним из самых известных специалистов в области реинкарнации является Варвара Иванова, разработавшая метод, который позволяет человеку в любом возрасте вспомнить свои предыдущие воплощения и рассказать о них).

Остановимся на исследованиях Яна Стевенсона. Стевенсон утверждает, что прошлое воплощение можно вспомнить с помощью гипноза (что и подтверждается опытами с соответствующими контрольными проверками). Дети же в возрасте 3 – 9 лет могут вспомнить детали предыдущего воплощения спонтанно. В качестве примера очень интересно обследование индийской девочки Шанти Дэви, которая в четырехлетнем возрасте начала рассказывать о своей прежней земной жизни с указанием имени мужа. Это человек по имени Чоби был найден и представлен девочке, которая узнала его и правильно ответила на заданные ей вопросы. Через несколько лет вместе со своими родителями и некоторыми свидетелями Шанти Дэви выехала к Чоби в город Матхура, в котором она никогда прежде не была. Сразу же с железнодорожной станции Шанти прямиком направилась к дому, где жил Чоби. В его доме она указала на место, где, по ее словам, она зарыла в земляной пол 100 рупий. Стали копать и обнаружили тайник, который оказался пустым. Чоби признался, что он нашел эти деньги после смерти своей супруги 24 сентября 1925 года сразу же после того, как она родила ему сына (Шанти родилась в 1926 г.). Среди большой толпы собравшихся Шанти Дэви правильно указала своих родителей в прежней жизни.

Подобных примеров специалисты реинкарнации могут привести достаточно много.

Следует остановиться на способностях болгарской прорицательницы Ванги. По ее утверждению, сведения о прошлом и будущем она приобретает из общения с умершими людьми, то есть с их душами. Это одно из доказательств реальности души и кармы (а предсказывать можно только исходя из наличия кармы) и бессмертия души (и, следовательно, нашего «Я»).

 

ТРИ ВИДА СИЛ, СОЗДАЮЩИХ КАРМУ ЧЕЛОВЕКА

 

Карму человека создают три вида сил: мысли, страсти и поступки.

Первый вид сил

Каждая мысль прибавляет новую черту в создаваемой карме, ни одна мысль не пропадает даром. Группы однородных мыслей, повторявшиеся на протяжении нескольких жизней, определяют строй каждого ума, и так называемые врожденные мысли и способности – не что иное, как результаты умственной работы прошлого.

Зная этот закон, человек путем сознательного подбора своих мыслей может постепенно построить свой ум таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобожденный от оков физического тела человек легко и полнее ассимилирует весь принесенный из земной жизни запас опыта. По возвращении на землю он приносит с собой все ранее приобретенные мысли, которые в астральной жизни перерабатывались в наклонности и способности. Соответственно последним строятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, которой она достигла в предыдущем воплощении.

Стремления и желания, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторяющиеся мысли – в наклонности; волевые импульсы – в деятельность; всевозможные испытания претворяются в мудрость, а страдания души – в ее совесть. Разнообразные хорошие возможности, представлявшиеся человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут снова, но уже в иной форме – как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые в прошлом тщетно вызывались к проявлению (кармическим требованием), вследствие бездействия не доразвились, и благоприятные условия могут уже не повториться.

Не среда создает ум человека, а человек – действием кармического закона – устремляется в новом воплощении в ту среду, которая соответствует его наклонностям. Некоторые резко отличаются с раннего детства от людей своей среды, в них нет ничего общего с окружающими (если воля их сильна, они изменяют направление своей кармы, переходя в иную, более подходящую для них среду). Попадают же они в неподходящую среду благодаря тому, что поступками своими тесно связали себя с людьми именно этой среды. Каждый человек устремляется в новом воплощении в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум, и если постройка хороша, мы пользуемся всеми ее преимуществами; если нехороша, мы на себе испытываем все ее недостатки. Кроме того, последствия мысли отражаются не только на ее творце. Мысли человека передаются. Мысль одного человека передается другому, мысль последнего – первому, завязываются нити, которые поведут людей к добру или злу, определят наших будущих родных, друзей или недругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят как будто незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводится к следующему: наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственный характер; благодаря своему воздействию на других, они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем воплощении.

Второй вид сил

Второй вид сил, созидающих нашу карму, состоит из наших желаний.

Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши страсти и они же определяют судьбу человека после смерти в астральной плоскости.

Желания – внутренние влечения человека к внешним предметам – притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей приковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к астральным плоскостям жизни.

Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут для его нового воплощения подходящее тело страстей, и это тело устремит его в такую семью, в недра такой материи, кровь которой может дать подходящий материал для его физической оболочки.

Желания наши действуют на окружающих так же, как и мысли (они передаются другим).

Но так как в данном цикле человеческой эволюции желания наши сильнее наших мыслей, то и кармическая связь, сотканная желаниями, связывает людей еще сильнее, чем их мысли.

Соединяя нас путами любви или ненависти, желания создают нам будущих врагов или друзей и они же могут соединить нас с такими людьми, о связи с которыми мы и не подозреваем. Например: поводом к такой связи может послужить толчок к преступлению, даже к убийству. Может случиться, что очень сильный злобный порыв одного человека повлияет на другого в такой момент и в такой обстановке, которые располагают к убийству. Бывают такие внутренние состояния, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в таком неустойчивом состоянии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из неведомого нам психического мира решают наклон колеблющихся весов в ту или другую сторону. Таким решающим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы, идущий из сердца другого человека. И если колеблющийся совершит преступление, то создатель злобного порыва связан в будущем воплощении с преступником, даже если бы он раньше вовсе и не знал его, и вред, причиненный злобным порывом тому, кто совершил преступление, неминуемо отзовется на создателе гневной страсти. Иногда совершенно неожиданное несчастье, кажущееся незаслуженным, внезапно обрушивается на человека. Его сознание, не подозревающее, что источником его несчастия был вред, причиненный его дурными страстями другому существу, возмущается, негодует на кажущуюся несправедливость, но это негодование исходит из его неведения, что его душа получила при этом урок, который она никогда не забудет. Человек никогда не страдает незаслуженно.

Из сказанного выше следует, что наши желания, действуя на нас самих, влияют на образование нашего физического тела в ближайшем воплощении, они же определяют место нашего рождения и влияют на подбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.

Третий вид сил

Третий вид сил, создающих карму, – наши поступки. Они влияют сравнительно мало на истинную суть человека, на его душу. На развитие души влияет мотив поступка, а не сами поступки.

Поступки влияют на суть человека косвенно, вызывают в нем новые мысли и желания. Часто повторяемые поступки создают физические привычки, которые влияют на условия земного существования и в то же время ограничивают проявление истинного «Я» в земном мире; но физические привычки не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Наши поступки влияют на окружающих. Вызывая благополучие или страдание у других людей, поступки связывают нас так же, как и наши мысли и желания с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние. Если в прошлом мы были причиной страдания для окружающих, в будущем мы испытаем не меньше страдания, и наоборот, если мы содействовали улучшению их внешнего благосостояния, кармический счет выплатит нам из этого содействия счастливыми условиями в нашей земной жизни, и условия эти – плохие или хорошие – погасят навсегда результаты как дурных наших поступков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива.

 

УПРАЖНЕНИЕ «Я» ВЕЧНО И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО»

 

Примите позу медитации и попытайтесь представить себя мертвым, то есть попытайтесь оформить умственную концепцию о себе как о мертвом. И хотя это кажется легким, полностью осуществить это невозможно, так как наше «эго» отказывается принять подобную мысль. Можно представить себя в бессознательном состоянии, уснувшим (это не трудно), но не мертвым.

Представьте свое «Я» проходящим испытание воздухом, огнем и водой и вышедшим невредимым; помните, стихия может воздействовать только на физическую оболочку, но не на «Я» (такое мысленное упражнение дает постоянное ощущение силы, смелости). Вы поймете, что ваше «Я» стоит над телом, побеждает стихию.

Представьте себя непобедимым, недоступным злу и другим вредным влияниям.

Приобретаемые таким образом мощь, сила, уверенность и спокойствие будут воздействовать на окружающих должным образом. Вы будете спокойно и без страха глядеть в лицо надвигающимся событиям, сможете подняться над неприятностями и преодолевать их с улыбкой.

 

ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА ПОСТУПКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУШИ

 

Мотив поступка человека влияет на развитие его души, сам поступок через карму определяет его физические условия жизни в этом или в следующем воплощении.

Если кто-то на заработанную валюту купил одноразовые шприцы для больницы, то вне зависимости от мотива (жажда похвалы или бескорыстное стремление к добру) больные выиграют одинаково, в любом случае. Но для истинной сути человека, для души разница окажется чрезвычайно важной: в одном случае, когда мотив был эгоистичный, плоды его деятельности проявятся только в физической среде, душа его останется при этом незатронутой, в другом случае, когда его мотивом было бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит душу.

Законы кармы ведут строжайший счет и выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей детали. Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он в прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив или же мрачен и неудовлетворен, это будет зависеть от другого кармического счета, который подводит итоги его мотивам, то есть тем хорошим и дурным свойствам, которые он вырабатывал в тайниках своей души. Может случиться, что человек с прекрасной душой родится в самых неблагоприятных условиях, если он в прошлом своими необдуманными действиями вызывал нужду у окружающих, но если им при этом владел бескорыстный мотив, он уже придал ему через карму такие свойства, которые помогут ему перенести нужду терпеливо и легко.

Безразличный мотив останется для души без последствия, дурной – задержит ее развитие; хороший – обогатит ее навсегда.

Когда перед совестью человека, знающего закон кармы, появляется столкновение различных обязанностей, и ему неясно, как следует поступить, он постарается спокойно разобраться во всех своих мотивах; очистив сердце свое от всего эгоистичного, он выберет наиболее бескорыстный мотив; решив так, он будет действовать уже без колебаний и без страха, зная, что если и поступит неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда.

Следует подчеркнуть, что законы кармы нужно основательно усвоить. Необходимо помнить, что неясно понятый закон кармы может привести к совершенно неверным выводам. Плохо понявшие его люди могут прийти к безразличию и сухости, к мысли, что «раз человек сам заслужил свою трудную долю, не следует и помогать ему». Но такое рассуждение показывает непонимание закона справедливости. Раз человек становится на вашем пути и вы можете помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а вам. Свой он уплатил страданиями, а ваш вы уплатите тем, что поможете страдающему. Упуская случай помочь ближнему, вы упускаете возможность вернуть свои долги. Если карма не мешает улучшить нашу собственную участь и стремиться к совершенству, еще менее она мешает улучшать судьбу наших ближних.

 

ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЮ СУДЬБУ

 

Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, господствовать над своими желаниями, направлять свои поступки; действуя так, он сам создает свою судьбу, свое будущее. Человека можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и обрабатывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и в жару; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он опять выйдет в поле, чтобы собрать урожай, одежда на нем будет уже другая, но от этого нисколько не зависит, каков будет урожай: сеял сам человек, и если семя было скудно, то и урожай он соберет скудный.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СВОЕГО «Я»

 

Примите удобную позу, дышите ритмично и размышляйте над своей сущностью. Думайте о себе как о субстанции, не зависящей от тела, использующей тело лишь как раковину или жилище. Вы всегда сможете покинуть тело и вернуться в него по своему желанию. Тело – инструмент вашего «Я». Думайте о себе как о независимой сущности, использующей тело для достижения цели и осуществляющей полный контроль и управление им. Во время размышления полностью игнорируйте свое тело, добейтесь того, чтобы вы как бы не замечали его. В процессе выполнения этого упражнения очень полезно говорить себе следующие слова: «Я существую, я утверждаю реальность моего существования не только физического, мимолетного, но и духовного, вечного, абсолютного. Я утверждаю реальность моего «Я», самого себя. Мое реальное «Я» не может умереть, оно вечно. Я существую. Я существую».

Упражнение усиливает такие качества, как уверенность в себе, бесстрашие, приобретаемые в результате освоения предыдущего упражнения.

 

МЕТОДИКА ОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВА ВСЕГО СУЩЕГО

 

Прежде всего мы должны ясно понять, что материя физического тела человека ничем не отличается от остальной материи и ничем не отделена от нее, что атомы тела постоянно уходят и заменяются другими, причем материал берется из запаса природы. Иначе говоря, мы должны понять, что существует единство материи, лежащее под всеми видимыми различиями в форме. Затем мы должны понять, что жизненная энергия, или прана, которой человек пользуется в своей жизни и в работе, является лишь частью всепроникающей мировой энергии, причем та часть праны, которой мы пользуемся в данный момент, заимствуется нами из мирового запаса и снова возвращается от нас в океан силы или энергии. И затем мы должны понять, что даже ум, который так близок к истинному «Я», что мы часто принимаем одно за другое, даже такая удивительная вещь, как мысль, есть только часть мирового ума, эманации Абсолюта и что субстанция нашего ума (или читта), которой мы пользуемся в настоящий момент, не есть наша отдельная и индивидуальная собственность, но есть просто часть мирового запаса ума, который постоянен и неизменен. Мы должны понять, что даже то, что мы чувствуем всегда бьющимся в себе (то, что мы называем жизнью), есть только часть великого принципа Жизни, который пронизывает всю Вселенную. Когда мы осознаем все эти истины и начнем чувствовать все наши отношения к единой великой эманации Абсолюта, тогда мы начнем схватывать идею единства всех «Я», отношение нашего «Я» ко всем другим «Я». В то же время мы поймем, что погружение человеческого «Я» в мировое «Я» не есть угасание индивидуальности, а наоборот, расширение индивидуального сознания до космических масштабов.

Осознание единства всего во Вселенной осуществляется с помощью последовательности упражнений в виде медитаций.

 

ЕДИНСТВО МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ И УМА

 

Все формы того, что мы знаем под названием «материя», – только различные проявления субстанции, называемой аказой (называемой еще эфиром). Этот эфир, или аказа, есть самое утонченное и разреженное состояние материи. Иначе говоря, это есть материя в своем основном состоянии; то, что мы называем материей, есть только проявление аказы (или эфира), причем кажущееся различие зависит только от различной скорости колебаний. Каждый атом нашего физического тела лишь заимствован нами из мирового запаса и сейчас же вернется в него снова, так как атомы тела постоянно меняются. То, что кажется нам нашей плотью, несколько дней тому назад могло быть частью растения, а через несколько дней может стать частью какого-нибудь другого живого существа. Между всеми телами идет непрерывный обмен материей. Материя, входящая сегодня в состав одного тела, вчера могла быть в другом и завтра может быть в третьем. Ни один атом материи не принадлежит лично вам, но входит в общий запас. Один и тот же вечный поток течет через вас и через все живое.

Точно так же обстоит дело с жизненной энергией, которой вы пользуетесь во все моменты вашей жизни. Вы постоянно берете эту энергию из мирового запаса праны и превращаете ее в те или другие нужные вам виды, но эта энергия составляет общую собственность, и все, что вы можете сделать, это пользоваться ею, когда вам нужно, и затем позволить ей идти дальше. Есть только одна сила, одна энергия, и она находится везде и всегда.

И даже субстанция ума подчинена тому же самому закону. Мы так склонны считать наши умственные операции своими собственными (чем-то таким, что принадлежит нам лично), что нам трудно понять, что умственная субстанция есть мировое начало, такое же, как материя или энергия, и что во всех наших умственных операциях мы только черпаем из мирового запаса. И даже больше: та часть умственной субстанции, которой мы пользуемся, хотя она и отделена от умственной субстанции, находящейся в пользовании других, как бы тонкой перегородкой из самого тончайшего вещества, в действительности соприкасается с другими, кажущимися обособленными умами, а также с мировым умом, часть которого она составляет. Как материя, из которой состоят наши физические тела и которая находится в соприкосновении со всею материей, и как жизненная сила, которой мы пользуемся и которая находится в соприкосновении со всей энергией, точно так же наша умственная субстанция находится в соприкосновении со всей умственной субстанцией. Получается такая картина, как будто бы «Я» движется через великие океаны материи, энергии и ума, беря из непосредственно окружающего его материала только то, что ему нужно, и оставляя все остальное позади по мере своего движения. Этот образ может помочь вашему сознанию понять, что «Я» – единственная вещь, которая действительно ваша и которая в то же время неизменна, а все остальное принадлежит мировому запасу, из которого вы берете то, что вам нужно в данный момент.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО МАТЕРИИ»

 

Сесть в удобную позу или в одну из поз для медитации Хатха-йоги (поза алмаза, поза портного, полулотос, лотос). Расслабиться, дыхание спокойное и ровное. Мысленное рассуждение только на одну тему – единство материи.

Вспомните основные положения теоретического материала о единстве материи: поймите, что вся материя, в конце концов, едина; что реальной субстанцией, составляющей основу материи, является аказа (или эфир) и что все очевидные для наших чувств перемены в формах – суть только видоизменения этого начала или более грубая форма его. Поймите, что при помощи известных химических процессов все существующие виды материи или, вернее, все соединения, дающие в результате формы, могут быть разложены на их первоначальные элементы и что эти элементы не что иное, как аказа в разных состояниях вибрации. Пусть идея единства видимой Вселенной, глубоко проникая в наше сознание, запечатлеется в нем навсегда. Ложное понятие о многообразии материального мира должно уступить место осознанию его единства, несмотря на кажущееся разнообразие и многочисленность форм. Вы должны сделаться способными видеть далее мира форм материи, видеть за ним, в нем и в основе его великое начало материи (аказа, или эфир). Вы должны достигнуть того, чтобы чувствовать это, а не только понимать интеллектуально.

Далее старайтесь осознать, что материя может переходить в силу или энергию с такой постепенностью, что разделяющая их черта уничтожается и материя незаметно исчезает в энергии (или силе), свидетельствуя этим, что и то и другое, в сущности, одно и то же, причем сама материя – только более грубая форма энергии или силы. Ваш ум должен проникнуться этой идеей, чтобы приобретенное познание единства могло бы быть совершенно во всех частях.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ЭНЕРГИИ»

 

Мысленно представьте, что один вид энергии может быть превращен в другой, затем в третий и так далее по кругу, пока снова не будет достигнут первый вид.

Проникнитесь сознанием, что ваша внутренняя энергия, благодаря которой вы движетесь и действуете, является только одним из видов того великого начала энергии, которым наполнена Вселенная, и поймите, что вы можете брать нужное вам количество энергии из великого мирового запаса. Но больше всего старайтесь усвоить идею единства, проникающего весь мир энергии, силы или движения. Рисуйте себе картину Вселенной в состоянии постоянного движения. Все движется, материя движется, меняя свои формы и проявляя свою внутреннюю энергию. Солнце и миры несутся по пространству, причем их частицы непрестанно изменяются и движутся. Химическое соединение и разложение никогда не прекращается, повсюду происходит работа созидания и разрушения. Новые соединения атомов и миров образуются и разлагаются непрестанно. Вдумавшись в это единство начала энергии, размышляйте о том, что при всех этих переменах форм, «Я» – ваша реальная сущность и вы остаетесь неизменны, вечны, непобедимы, неразрушимы, неуязвимы, реальны и постоянны среди меняющегося мира форм и сил. Вы выше всего этого, и мир вращается вокруг. Далее порассуждайте относительно силы (энергии), незаметно переходящей в сродную ей среду субстанции ума. Поймите, что в основе наблюдаемого вами проявления силы и энергии лежит ум. После освоения этого упражнения вы будете подготовлены к изучению единства ума.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО УМА»

 

Рассуждайте о том, что существует огромная область субстанции ума, или мировой ум, который находится в распоряжении «Я». Всякая мысль есть результат того, что «Я» пользуется этой субстанцией ума, как своим орудием и средством. Осознайте, что этот океан ума – одно целое, и что «Я» может черпать из него, сколько ему нужно. Осознайте, что этот океан ума в вашем распоряжении, если только вы достаточно созрели, чтобы пользоваться им. Осознайте, что в основе всех существующих в мире форм, наименований и действий лежит ум и что в этом смысле на самом деле «Все есть ум», хотя на еще более высокой ступени, чем даже ум, стоите вы – реальная сущность, «Я», проявление Абсолюта.

 

ЕДИНСТВО ВСЕГО ЖИВОГО ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

Вся Вселенная жива, она вибрирует и пульсирует во всех проявлениях жизни, энергии и движения. Нет ничего мертвого во Вселенной. Жизнь находится везде, и ее всегда сопровождает сознание. Во Вселенной нет ничего мертвого и бессознательно, и мы совсем не представляем собой живые атомы, брошенные в мертвое море, но, наоборот, являемся живыми атомами, окруженными живым океаном, пульсирующим, движущимся, мыслящим и живущим. Каждый атом того, что мы называем «мертвой материей», в действительности жив, в нем есть сила или энергия, а всякий какой бы то ни было малый запас силы и энергии сопровождается проявлением сознания и жизни. Если мы посмотрим вокруг себя, мы увидим повсюду: в животном, в растительном и даже в минеральном царстве жизнь – живую и сознательную. И когда мы будем в состоянии перевести эту идею в область нашего действительного сознания, то есть когда мы будем в состоянии не только интеллектуально принять этот факт, но начнем осознавать всю эту жизнь вокруг себя, тогда мы будем на настоящем пути к достижению космического сознания.

Для развивающейся души чрезвычайно важно дойти до осознания этого родства и единства, потому что это ведет к значительному продвижению души по пути совершенствования. Это приведет к осознанию воспринимать других людей как самих себя, относиться к другим людям как к самим себе.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕГО ЖИВОГО»

 

Осознайте вашу тождественность и вашу близость со всем живым. Взгляните на окружающую вас жизнь во всех ее формах от самой низшей до самой высшей. Все это – проявление великого начала жизни, действующего на разных этапах одного и того же пути. Не презирайте самых ничтожных форм, но смотрите дальше формы на скрытую под ней реальность – жизнь. Чувствуйте себя частью великой мировой жизни. Опуститесь мысленно на дно океана жизни и осознайте свое родство с жизнью обитающих здесь форм. Не смешивайте формы (часто безобразные с вашей точки зрения) с проявляющимся в них началом. Взгляните на жизнь растений, животных и постарайтесь через покров формы увидеть реальную жизнь, которая скрыта за формой и лежит в основе ее. Научитесь чувствовать, как ваша жизнь течет и бьется вместе с жизненным началом в других организмах и особенно в одинаковых с вами существах. Посмотрите на звездное небо, на находящиеся там бесчисленные галактики и миры, наполненные жизнью. Если вы можете схватить эту мысль и осознать это, вы почувствуете, что вы составляете единое целое с этими несущимися мирами. И вместо того чтобы ощущать себя при сравнении с ними малым и ничтожным, вы заметите, что ваше «Я» будет расширяться до тех пор, пока вы не почувствуете, что в этих вращающихся мирах имеется часть вашего «Я», что вы существуете там, стоя на земле, что вы сродни всем частям Вселенной и даже более того: все части Вселенной являются таким же местом вашего пребывания, как и то, где вы находитесь.

Вы почувствуете, как вас охватит сознание, что ваш дом – вся Вселенная, а не только части ее, как это вы думали прежде. Вы испытаете чувство такого величия и огромности, которое трудно передать словами.

СТЕПЕНИ ДОСТИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

Большинство людей, идущих по пути достижения космического сознания, достигают такой его степени, при которой постоянным становится ощущение глубокого внутреннего покоя в совокупности с огромной уверенностью в себе.

Высшей степени космического сознания достигают немногие. Тем не менее, немало великих учителей, политических деятелей, писателей и поэтов обладало этим сознанием. Среди известных людей космического сознания достигли: англичанка Мабель Коллинз, автор маленькой, но замечательной книги «Свет на пути», поэт Уолт Уитмен, описавший в своих стихах состояние космического сознания; доктор Ричард Бёк, автор книги «Космическое сознание. Исследование развития человеческого ума»; англичанин Прентис Мюльфрорд, написавший замечательную мудрую книгу «На заре бессмертия»; японский целитель Озава, лечивший с помощью космического сознания и специальной диеты неизлечимые, с точки зрения ортодоксальной медицины, болезни и написавший книгу «Макробиотика Дзен».

Эту высшую степень космического сознания называют просветлением. Просветление проявляется поразному, У одних оно зарождается постепенно, становясь все сильнее и сильнее и затем исчезает, совершенно перерождая человека, который потом только и живет надеждой снова испытать это ощущение. На других оно нисходило внезапно, оставляя в них такое впечатление, как будто они были залиты ярким светом (откуда и это название – просветление), после чего они тоже становились совершенно другими людьми. Некоторые могут произвольно вызывать состояние просветления, но их немного.

Переживание просветления никогда не бывает одинаковым у двух разных людей, и тем не менее в ощущениях всех, испытавших его, есть общие, сходные черты. Преобладающей эмоцией при этом состоянии является чувство сильной радости – гораздо сильнее того, какое когда-либо ощущалось, – чувство абсолютной радости, если можно так выразиться. И воспоминание об этой великой радости, отражение ее света остается навсегда в душе. Тот, кто хоть однажды испытал такое просветление, становится более жизнерадостным и счастливым и как будто обладает сокровенным и тайным источником радости, из которого утоляет жажду его душа. Это чувство радости настолько сильно, что и впоследствии даже сама мысль о нем приводит в восторженное состояние и при одном воспоминании о нем кровь течет быстрее по жилам, а сердце начинает усиленно биться.

Состояние просветления сопряжено и с просветлением ума. Поток «знания» как бы вливается в душу человека, что не поддается описанию. Душа преисполняется сознанием, что она заключает в себе абсолютное знание – знание всего. Человек сознает, что причина и цель всего сущего сокрыты в недрах его собственной души. Все кажется вполне ясным, это происходит не от обострения способности рассуждать, делать выводы, классифицировать или определять – душа просто знает. Это чувство может продолжаться часть секунды – во время этого состояния теряется всякое представление времени и пространства.

Но после этого переживания остаются более высокие умственные способности и знания, а также радостное воспоминание о пережитом состоянии, поддерживающее сознание того, что «жить стоит». Кроме того, одним из главных убеждений, неизгладимо запечатленных в уме просветлением, является знание и уверенность, что жизнь и разум наполняют собою все. Вечная жизнь ощущена. Бесконечность постигнута. И слова «вечный» и «бесконечный» с этого времени уже имеют определенное и реальное значение, когда мы о них думаем (хотя значение это и не может быть объяснено другим).

К этому непосредственному познанию единства жизни присоединяется полнота любви ко всему сущему; это чувство также превосходит по своей силе какое бы то ни было ранее испытанное чувство любви. Во время этого состояния просветления человеком овладевает также чувство безбоязненности. Может быть, вернее было бы сказать, что в это время отсутствует чувство страха – ясно, что бояться нет никакого основания. Чувство знания, уверенности и доверия, овладевающие человеком, не оставляют места страху.

Человек в состоянии просветления лишается одного чувства, которое можно назвать «чувством сознания греха». На его место становится постижение того, что вся Вселенная «благостна». Под «благостью» здесь разумеется не относительное превосходство одной вещи над другой, а чувство безусловной благости.

Как я уже сказал, человек после пережитого просветления становится другим, просветленным (жизнерадостным, мудрым, знающим и осознавшим суть жизни, обладающим чувством любви ко всему живому).

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕХ «Я»

 

Расслабиться, успокоить дыхание. Затем следует рассуждение: «Необходимо достигнуть еще одной ступени, прежде чем придет полное чувство единства и реальности». Это есть та ступень, на которой мы реализуем тождество нашего «Я» с «Я» Вселенной. Тайна проявления Абсолюта в форме «Я» скрыта от нас, и ум сознает свою неспособность проникнуть за покров, скрывающий Абсолют, хотя ум и сообщает нам о том, что он осознает присутствие Абсолюта. Но высшая область надсознания (духовного ума) при исследовании ее развитой душой, находящейся на правильном пути, свидетельствует, что духовный мир ум видит дальше кажущейся отдельности «Я» от «Я» и осознает:

есть только одна реальность – «Я»;

все «Я» в действительности – только различные виды этой одной реальности, центры сознания на поверхности одного великого «Я», центром которого является Абсолют.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЕДИНСТВО ВСЕГО СУЩЕГО»

 

Принять позу для медитации. Расслабить мышцы, успокоить дыхание. Далее следуют рассуждения: «Существует только одна первоначальная форма материи, только одна основная форма энергии и одна первоначальная форма ума. Материя происходит от энергии, энергия от ума и все эти три начала исходят из Абсолюта, тройственного в проявлении, но единого по существу. Есть только одна жизнь и она пронизывает собой всю Вселенную, проявляясь в разных формах, в конце концов будучи единой. Мое тело составляет единство с мировой материей; моя энергия и жизненная сила составляют единство с мировой энергией; мой ум составляет единство с мировым умом; моя жизнь составляет единство с мировой жизнью. Мое «Я» – выражение и проявление Абсолюта, являющегося источником всех «Я» и объединяющего все «Я». Поэтому я исполнен любовью, силой, мудростью».