САМОРАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ


Секрет нервной силы

Опасные сигналы слабой нервной силы

Нервная система

Шесть основных страхов

Созерцание-первый шаг в создании крепкой нервной системы

Сон-второй шаг в создании крепкой нервной системы

Натуральная пища-третий шаг в создании крепкой нервной системы

Упражнения- четвертый шаг в создании крепкой нервной системы

Правильное дыхание-пятый шаг в создании крепкой нервной системы

Водные процедуры-шестой шаг в создании крепкой нервной системы

Польза от солнечных ванн

Как ослабить нервное напряжение

Запасайте вашу нервную силу

Учитесь жить с самим собой

Не занимайтесь самоистязанием


Полезные советы

Пять правил здоровья

Очищение и омоложение организма

Как сохранить здоровье в неблагоприятные дни

Бросьте Курить за 30 Минут

Рецепты оздоровления организма

Лечение продуктами пчеловодства

Тракционно-импульсный метод воздействия на позвоночник

Классический массаж

Точечный массаж

Акупрессура

Стопотерапия


 

Принципы Цигуна

Техника Цигуна

Дополнительные Цигун-системы

Цигун-предписания при различных симптомах



Хороший заработок $$$ для web-мастеров














Саморазвитие и лень

Саморазвитие и личностный рост

Борьба с препятствиями

Ключ к себе

Человек,его поведение и потребности

Структура и классификация потребностей

Дианетика -цель человека

Дианетика -динамический принцип существования

Дианетика -аналитический ум и стандартные банки памяти

Дианетика-реактивный ум источник всех неврозов,психозов,сумашествий

Дианетика-клетка и организм

Дианетика -четыре динамики

Медитация

Развитие памяти

Структурно-функциональная организация сознания

Мозг,нервная система,тело

Обмен веществ и гомеостаз

Биологическая обратная связь как механизм обеспечения гомеостаза

Адаптивные, компенсаторно-приспособительные реакции организма

Поток сознания

Темпераметр и характер

Самооценка

Искусство общения

Источники душевной энергии

Искусство полемического боя

Как научить вашего ребенка читать.

Учение с развлечением

Педагогическая психология и педагогика

Вокруг света-интересные заметки

Партнерский каталог

Анекдоты

Калейдоскоп информации

Ручные массажные приёмы

Gainings.biz - каталог сайтов интернета!

RSS

GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Курсы валют ЦБ РФ





ПОЛЕЗНОЕ

СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ


Потребности есть основа, движущая сила и цель человеческого поведения. Мотивы, стремления, желания, интересы, ценностные ориентации человека порождаются потребностями. Неудовлетво­ренные потребности вызывают крайнею степень эмоционального напряжения со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэ­тому знание структуры и классификации потребностей человека приобретает первостепенное значение для теории и практики лече­ния психогенных заболеваний.

На наш взгляд, наиболее удачной является классификация по­требностей, предложенная известным 'нейрофизиологом П. В. Симоновым. Исходными и самостоятельными по своему происхожде­нию и характеристикам являются следующие потребности:

1. Биологические (витальные) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредных воздейст­вий. Эти потребности призваны обеспечить индивидуальное и ви­довое существование человека как части живой природы. Они по­рождают множество вторичных и третичных потребностей, типа материальных потребностей в одежде, жилище. К числу билогических относится и потребность в экономии сил, побуждая человека искать наиболее короткий путь к достижению своих целей. Прин­цип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенст­вования навыков, но может приобрести и главенствующее значе­ние, трансформировавшись в лень. Задачей целителя в этой связи является активизация воли пациента и направление данной по­требности в сторону его самосовершенствования.

2.  Социальные потребности включают потребность принадле­жать к социальной группе (общности) и занимать в ней определен­ное (не обязательно главенствующее) место, пользоваться внима­нием и уважением окружающих, быть объектом их привязанности и любви. Взаимодействуя с социальной группой, человек стремится к двум целям: слиться с общностью и вместе с тем выделить, отсто­ять свое "Я". Это стремление представлено потребностями "для се­бя" и "для других". Соотношение этих потребностей определяет, что личность получает и берет от общества (имеются в виду мате­риальные и духовные ценности). Потребности "для себя" не проти­вопоставляются потребностям "для других" не только потому, что они объективно существуют, но и. потому, что каждая из них несет свою социально полезную функцию. Свидетельством самостоя­тельного происхождения социальных потребностей человека слу­жит развитие ребенка. Тщательные наблюдения показали, что по­требности, обусловливающие привязанность и боязнь одиночества не являются производными ни от потребности в пище, ни от ранней сексуальности, как полагал З. Фрейд. Более того, если функции удовлетворения биологических потребностей (кормление, уход, смена пеленок и тому подобное) и общение в виде улыбок, "разго­воров", игры разделить между двумя лицами, ребенок больше при­вязывается к тому человеку, который вступает с ним в "психологи­ческий" контакт. В то же время он остается равнодушен к взрослому, бесстрастно удовлетворяющему его первейшие жизнен­ные нужды. Врачеватель может с максимальной выгодой для успе­ха проводимого лечения использовать именно эту форму потребно­стей человека. Он обязательно по ходу проводимого курса лечения должен давать своему пациенту положительное эмоционально-мо-тивационное подкрепление, что в значительной степени будет спо­собствовать как быстрому прогрессу излечивания, так и стойкости результатов лечения.

3.  Последнюю группу исходных потребностей человека составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предыдущим поколениям. Потребность познания не является про­изводной от биологических и социальных, хотя, разумеется, тесно связана с ними. Она происходит от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с по­требностью в притоке веществ и энергии. Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и способах достижения цели. Грамотное использование этой потребности сделает пациен­та творческим соратником врачевателя и будет способствовать наи­большему успеху в исправлении и сохранении здоровья. Вместе с тем существует потребность в информации безотносительно к прагматическому удовлетворению каких-либо биологических и со­циальных нужд. Однако удовлетворение этой потребности делает человека невосприимчивым к неблагоприятным факторам окружа­ющей среды, то есть способствует сохранению и укреплению его здоровья, а также наполняет его жизнь глубоким смыслом. Вслед­ствие сказанного экстрасенс в меру своих возможностей должен стараться удовлетворять и эту потребность своих пациентов.

Познавая действительность, человек, в отличие от животных, стремиться уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Постигая эти закономерности, человек кладет их в основу создаваемых им моделей мира, будь то научные теории или произведения искусства. Загадочность мира так трудно пере­носится людьми, что они готовы навязать миру не только действи­тельное, но и любое мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непо­нимание не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни.

Биологические, социальные и идеальные потребности в свою очередь делятся на две разновидности: сохранения и развития (нужды и роста). Эти разновидности определяются противоречи­вым характером самодвижения живой природы, которое не сводит­ся к одной лишь "борьбе за выживание" или уравновешиванию с окружающей средой, но предполагает освоение этой среды во все расширяющихся пространственно-временных масштабах. Признак для различения двух разновидностей потребностей—их отношение к господствующей общественно-исторической норме удовлетворе­ния. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм; потребности развития превышают норму. В сфере социальных по­требностей развитие "для себя" проявляется стремлением улуч­шить свое общественное положение. Потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм либо улучшения положения какой-либо социальной группы. В идеальных потребно­стях норма—это достигнутое к настоящему времени знание. Иде­альная потребность сохранения удовлетворяется его присвоением, потребность развития побуждает стремиться к непознанному, ра­нее никому не известному.

Потребности сохранения и развития порождают две основные формы эмоций—отрицательные и положительные. Механизм со­хранения (выживания, уравновешивания) не нуждается в положи­тельных эмоциях. Он может работать за счет одних отрицатель­ных, где   само   устранение   тягостного   состояния   путем удовлетворения самой потребности и есть награда для человека. Положительные эмоции—инструмент потребностей развития. На­родная наблюдательность давно заметила, что "охота пуще нево­ли". При патологии потребностей развития, связанных с ценностя­ми более высокого порядка, возникают раздражение и тоска, порожденные отсутствием удач. Для народного целителя грамот­ное, вдумчивое изучение и анализ данных разновидностей потреб­ностей означает успех или неуспех в борьбе за здоровье своего па­циента. Однако анализ данной потребности невозможен без высокого уровня культуры и развития самого народного целителя.

Индивидуальные особенности соотношения и иерархии основ­ных потребностей определяют личность человека, а в основе его ха­рактера лежат индивидуальные особенности силы и степени удов­летворения двух дополнительных потребностей: потребности в вооружении и потребности в преодолении, обычно именуемой во­лей. Высокий уровень вооруженности делает человека спокойным, уверенным, независимым, сохраняющим самообладание в слож­ной, меняющейся обстановке. Именно поэтому пациенты, страда­ющие психофизиологическими нарушениями, с готовностью сле­дуют указаниям любого целителя, уступая ему ответственность за ситуацию и надеясь повысить свой уровень вооруженности. В этих проявлениях обращает на себя внимание сходство в феноменоло­гии и динамике развития наркотической привязанности и поведе­ния "внутривидовой привязанности". Данное сходство проявляет­ся развитием сильной " эмоциональной привязанности", проявлением поведенческих реакций приближения к объекту, об­щение с которым вызывает удовлетворение. Таким образом, мы ви­дим, что стремление к врачевателю и необычный эффект от лече­ния может быть получен даже в случае реализации социальной привязанности у больного или изолянта-наркомана за счет норма­лизующего влияния на его опиатные рецепторные системы. Хотя, конечно, следует учитывать, что аверсивное состояние, возникаю­щее в условиях лишения социальных стимулов или приема нарко­тиков, гораздо более сложно ввиду участия интегрирующих систем и зависит от активности многих контуров регуляции. Тем не менее поведение агрессии и защиты является обязательным компонентом и в системе адаптации.

Наряду с потребностью вооруженности, мы должны упомянуть еще одну потребность, дополнительную к остальным: потребность преодоления препятствий на пути к удовлетворению какой-либо потребности, первично инициирующей поведение. Удовольствие от преодоления—наиболее яркий показатель воли. Через эту поло­жительную эмоцию и открывается путь к лечению. Вооружив па­циента средствами и способами удовлетворения той или иной потребности, необходимо усилить его волю, чтобы пациент не сникал под тяжестью неудач, а вновь и вновь испытывал радость преодоле­ния препятствий даже в том случае, когда это препятствие на пути к поставленной цели—он сам. Активность, вызванная преградой, в определенных ситуациях и у определенных людей может оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда мы встретимся с упрямством, то есть с таким типом поведения, где преодоление стало самоцелью, а исходный мотив утратил свое назначение или даже уже забыт. Из клинического опыта лечения больных с устой­чиво-измененным состоянием, известно что группа фармакологи­ческих препаратов, обладающих лечебным эффектом, обладает также и нормализующим эмоциогенным действием. Единого взгляда на механизм их действия еще не выработано, но является очевидным, что влияние на психические функции эти соединения реализуют через нейромедиаторные системы. К веществам описан­ного действия относятся: нейролептики—аминазин, алимемазин, галоперидол, тирален; транквилизаторы—диазепам, хлордиазс-поксид, мапробамат; психостимуляторы—фенамин, фенатин; мс-диаторные средства—адреналин, атропин, галантамин, амизил.

Успокоение, снижение тревоги и страха под влиянием нейро­лептиков сочетается с сужением спектра эмоциональных проявле­ний и с нарушением ситуационного поведения, что ведет к затор­моженности и к эмоциональному безразличию. В случае применения транквилизаторов также снижаются тревожность и страх, однако спектр положительных эмоций расширяется, и про­исходит активация систем награды. Данная эмоциотропность осу ществляется в основном за счет перестроек в структурах лимбичс ской системы головного мозга. Таким образом, можно предположить, что проявление экстрасенсорных психоэмоцио­нальных эффектов тождественно воздействию психотропных пре­паратов, то есть там, где действительно осуществляется реальный психотропный эффект экстрасенса, он имеет под собой реальную материальную основу.

У больных часто встречается конкуренция существующих по­требностей, когда поведение направлено на преимущественное или даже исключительное удовлетворение одной из них. В этих случа­ях задача врачевателя и пациента заключается в изыскании путей и средств удовлетворения той или иной потребности или коррект­ного переключения стремления больного на другую, заменяющую потребность, которая может быть удовлетворена доступными спо­собами.

Ход эволюции объективно потребовал создания такого меха­низма, который был бы способен произвести интегральную оценку любого события, любого изменения в среде и в самом организме и на основе этой оценки определить направление и цель поведенче­ского акта, включить те психические и физиологические процессы, которые могут обеспечить полноценную жизнедеятельность с целью самосохранения и саморазвития. Многообразные потребно­сти живых организмов побудили к развитию орган психики и орга­низации поведения—мозг.